Шаховское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новомученик - Смоленский Василий Петрович (1869 - 1942), протоиерей, священномученик.

 

Память 30 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

 

Родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских.

 

В 1891 году окончил Московскую духовную семинарию.

 

В том же году был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Пятницкой волости Звенигородского уезда Московской губернии (ныне Истринский район Московской области).

 

В 1918 году был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда он был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и он, по признании его невиновным, вернулся служить в Казанский храм.

 

В сентябре 1929 года местные комсомольцы, вызванные к следователю ОГПУ, дали показания против священника. Некая комсомолка показала, что однажды священник, встретившись с ней, поздоровался и спросил, правда ли, что комсомольцы собираются устраивать спектакль в Страстную пятницу. И узнав, что это правда, заметил, как бы им от этого не было плохо, и посоветовал этот вопрос продумать. Она показала также, что в их районе живет очень много верующих людей, среди которых священник пользуется большим авторитетом, что мешает проводимым комсомолом мероприятиям, однако никаких антисоветских выступлений со стороны священника не замечалось. Комсомолец со своей стороны показал, что ему действительно повстречался на дороге священник и, узнав, что комсомольцы собираются организовать пионерский отряд, просил не показывать детям ничего худого.

 

19 октября 1929 года отец Василий был арестован по обвинению в "антисоветской агитации и религиозной пропаганде" и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе он отверг обвинения:

 

– Антисоветской деятельности я нигде, никогда не вел. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет.

 

– Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию? – спросил его следователь.

 

– Никому никогда я не угрожал.

 

– Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.

 

18 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в город Онегу.

 

14 августа 1933 года вернулся из ссылки домой, но местные власти приказали ему, как отбывавшему наказание, выехать из села за 101 километр от Москвы, и он поселился в селе Холмец Шаховского района Московской области и с 24 октября того же года стал служить в Никольской церкви в этом селе. Протоиерей.

 

В августе 1936 года в храме в селе Черленково состоялась беседа, на которой присутствовали служивший здесь священник, диаконы и монахини, она коснулась проводимых советской властью политических судебных процессов; на сообщение об этом одного из диаконов, диакон Иоанн Фелицын заметил, что их все равно всех перебьют. Участники разговора стали ему говорить, чтобы он вел себя осторожнее. Все это дошло до НКВД, и 19 сентября 1936 года диакон Иоанн Фелицын был арестован, а участники беседы вызваны в качестве свидетелей, где подтвердили ими слышанное. Вместе с ними был допрошен 23 сентября и протоиерей Василий, так как было известно, что он знаком с арестованным диаконом. По малодушию он вместе со всеми подтвердил все предложенное следователем.

 

В мае 1941 года протоиерею Василию было приказано в административном порядке покинуть пределы Московской области, и он выехал в село Ново-Никольское Ярославской области, и в храме в селе Холмец за отсутствием священника богослужения прекратились. В Ново-Никольском отец Василий четыре месяца добивался от местных властей, чтобы ему разрешили служить, но разрешения ему не дали, и он уехал в деревню Кончеево Смоленской области; здесь его застала война; когда фронт приблизился вплотную к деревне и стала слышна близкая канонада артиллерийских орудий, он, уходя от немцев, вернулся в село Холмец, куда, впрочем, вскоре вошли передовые части немецкой армии, и отец Василий с разрешения оккупационных властей принял решение возобновить богослужение.

 

26 октября 1941 года в храме состоялась первая служба, а затем богослужения стали совершаться регулярно.

 

При открытии храма немцы сфотографировали священника и сфотографировались вместе с ним, а переводчик пожертвовал священнику десять немецких марок. В доме о.Василия помещался немецкий штаб.

 

В январе 1942 года немцы покинули Холмец и в него вошли части Красной армии. Протоиерей Василий продолжал служить в храме.

 

2 марта 1942 года он был арестован по обвинению в том, что возобновил при немцах богослужение. При обыске были найдены фашистские газеты, журналы и 36 немецких марок. Священник был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

 

– Ответьте, что вас заставило стать на путь предательства и пособничества немецким оккупантам? – спросил его следователь.

 

– На путь предательства и пособничества немцам я не вставал, – ответил священник.

 

– Вы утверждаете, что в село Холмец, откуда вы были выселены, приехали до занятия его немцами. На каком же основании вы снова вернулись в село?

 

– В село Холмец я из деревни Кончеево бежал от немцев.

 

– Бежали от немцев и прибежали к немцам?! Ответьте, как вас понимать?

 

– Когда я приехал в село Холмец, их там не было.

 

– О прибытии немцев в село Холмец вам было известно?

 

– Да, было известно.

 

– Почему же из села Холмец вы от немцев не побежали?

 

– В селе Холмец я остался со всеми верующими.

 

– То есть остались дожидаться немцев?

 

– Нет, немцев я не ждал, а остался служить.

 

– Где и кому служить?

 

– Являясь священнослужителем, в селе Холмец я остался служить в церкви верующим.

 

– Вы утверждаете, что в селе Холмец остались якобы с целью службы верующим, почему тогда сразу после своего приезда не открыли церковь?

 

– Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий.

 

– На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?

 

– В разговорах немецкие офицеры заявляли, что Москву скоро возьмут и к весне войну с Советским Союзом победоносно закончат.

 

– Что вы им в свою очередь говорили?

 

– На их заявления я только говорил: «что Бог вам даст».

 

– Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?

 

– Таких молебнов я не служил.

 

– А проповеди произносили?

 

– И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немцев, я не произносил.

 

– Вы говорите неправду.

 

– Я показываю так, как было.

 

– Покажите о своей предательской деятельности.

 

– Предательской деятельностью я не занимался.

 

10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником...» [1]

 

Скончался 12 июня 1942 года в больнице Таганской тюрьмы. В деле значится диагноз: миокардит, аритмия, старческая дряхлость. Был погребен в безвестной могиле.

 

Дело его, однако, продолжало рассматриваться и 10 июля того же года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля 1942 года Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу за "переход на сторону врага и подрывную деятельность". Однако приговор над ним уже совершиться не мог.

 

30 июля 2003 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода для общецерковного почитания.

 

Награды

 

·                          митра (1934)

 

Использованные материалы

 

·                          «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007. С. 387-392

 

o                                              http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...454

 

·                          БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

 

o                                              http://213.171.53.29/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm...HM*

 

 


Назад к списку