Шаховское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новомученик - Державин Иван Николаевич (1878-1937), протоиерей, священномученик

 

Память 2 декабря, в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родился 25 мая 1878 г. в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии. Родился в семье псаломщика.

Обучался в Коломенском духовном училище и в Московской Духовной семинарии.

По окончании семинарии в 1901 году был учителем церковно-приходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда.

С 1902 года состоял учителем и законоучителем в Горшковской церковно-приходской школе Гуслицкого округа при Воскресенской церкви с. Гуслицы Богородского уезда. Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей.

7 августа 1904 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил Ивана Николаевича в сан священника к Никольской церкви в селе Ново-Милет Богородского уезда (впоследствии Реутовский район). С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище. Отец Иоанн был усердным проповедником, со вниманием и благоговением нес свое пастырское служение.

В 1911 году за пастырскую ревность Высокопреовященнейшим Владимиром, Митрополитом Московским и Коломенским был награжден набедренником. В рапорте благочинного значилось: "отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан".

В 1915 году за усердие к просветительской пастырской деятельности Высокопреосвященнейшим Макарием (Невским), Митрополитом Московским и Коломенским был награжден скуфьей.

В 1918 году за пастырские труды Высокопреосвященнейшим Архиепископом Коломенским и Можайским Иоасафом награжден камилавкой.

В 1921 г. о. Иоанн поставил свою подпись под актом осмотра храма святителя Николая села Милет, который производился сотрудником Церковного Отдела Комиссии по охране памятников искусства.

Отец Иоанн был смиренным, кротким и незлобивым. У него была большая семья - девять детей (в анкете 1937 г. в графе "Семья" упоминаются только жена и младшая дочь Серафима. В подобные анкеты обычно вносили сведения даже о тех членах семьи, которые проживали отдельно от арестованного. Можно предположить, что о.Иоанн скрыл от следствия сведения о старших детях, либо - что на тот момент никого из них уже не было в живых).

Между тем, милетский приход был малочисленным и бедным, а с началом гонений на Русскую Православную Церковь и упадком веры и вовсе обезлюдел. Отец Иоанн и его семья бедствовали, и чтобы получить хоть какие-то средства к существованию, были вынуждены продавать свое имущество. Это не спасало положения, и семья продолжала бедствовать, живя на грани нищеты, но священник не покинул приход.

В 1929 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь, власти стали искать лжесвидетелей и допрашивать их. В декабре 1929 года один из лжесвидетелей показал:

— Священник Иван Николаевич Державин выступал с проповедями, в которых говорил, что советская власть — власть безбожная, религию насилует, надо с безбожниками вести борьбу, несмотря на все невзгоды. За это получите награду. Придет время, и не будет такого насилия над верой. Проповедей Державин не говорит около полугода, а число, когда он говорил, не помню, но он мне лично говорил, что теперь проповеди говорить нельзя, за это посадят, нам нужно потихоньку вести работу среди крестьян, это принесет больше пользы.

— Говорил ли с вами Державин или с кем-либо другим против власти? — спросил следователь.

— Я точно не помню. В разговоре со мной он сказал, что советская власть задавила налогами. Религию угнетает. Всех задавила непосильными налогами, фабрикантов обобрали, купцов тоже, теперь возьмутся за крестьян. Власть духовенство давит, меня лично гонят из дома. Дожили при этой власти до того, что ничего нет. Это Бог наказывает за наше безбожие.

Другой лжесвидетель сказал, что священник систематически выступал с проповедями, в которых призывал бороться за укрепление религии; указывал, что теперь детей при советской власти в школах Закону Божию не учат и надо их учить дома. Призывал граждан помочь церкви, собрать деньги среди верующих. Спасибо тем гражданам, которые еще не забыли Бога и посещают храм, им Бог за это поможет. У нас стало много безбожников, забыли Бога, жить стало худо, храм разваливается, ничего не стало. Бог нас за это накажет.

Опираясь на эти показания, ОГПУ 3 февраля 1930 года арестовало священника, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На следующий день, отвечая на вопросы следователя, отец Иоанн сказал: «Никакой антисоветской агитации нигде и никогда я не вел. Проповеди я не произношу уже около года. Ранее произносил проповеди часто, но они носили исключительно религиозный характер, и ничего противосоветского в них не было. В частных разговорах от бесед на политические темы воздерживаюсь. С прихожанами имею общение только по чисто церковным делам». На этом дело было закончено.

22 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Северный край и дана была рекомендация на все ходатайства о смягчении его участи отвечать отказом.

Вернувшись из ссылки, отец Иоанн был направлен служить в храм в село Ильинское (Ярыгино) Сычевского района Смоленской области.

12 февраля 1935 года был назначен служить в храм села Ново-Александровка Шаховского района Московской области. За самоотверженную и безупречную службу отец Иоанн был возведен в сан протоиерея и награжден крестом с украшениями.

5 марта 1937 года был назначен настоятелем в Троицкий храм села Каменка (ныне г. Электроугли) Ногинского района. А жил с семьей в селе (Ново-Милет)) Реутовского района.

29 ноября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске. На священника донесли, будто бы он говорил, что верующие стали забывать Бога и мало посещают храмы, что советская власть зверски преследует веру и верующих, сажает невинных людей в тюрьмы, что священник призывал, стоя в церковном дворе: «Православные, возьмите себя в руки, вы позабыли веру и Бога, мало ходите в церковь и больше слушаете этих антихристов-коммунистов, пора вам взяться за ум». Священника обвинили в активной контрреволюционной деятельности, но отец Иоанн не признал себя виновным.

— Следствием установлено, что вы в августе в ограде церкви запугивали верующих контрреволюционной клеветой с целью привлечения к Церкви и создания недовольства среди верующих советской властью. Признаете ли это? — спросил следователь.

— Никогда я верующих с целью привлечения к Церкви и создания недовольства советской властью не запугивал, — ответил священник.

3 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР за "активную контрреволюционную клеветническую агитацию"приговорила отца Иоанна к расстрелу.

15 декабря 1937 года расстрелян и погребен в безвестной могиле на полигоне Бутово.

В августе 2000 года был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Источники

·                          http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/oem - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

·                          http://www.fond.ru/book/book7/7-35.htm


Назад к списку